В детстве вам часто задавали вопрос «кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»  Но многие из вас совершенно не представляют себе, «кем быть», какую профессию выбрать для себя, да так, чтобы не ошибиться с выбором. Выбор будущей профессии – один из первых серьезных выборов, которые приходится делать выпускнику школы.

Каждому выпускнику предстоит решить вопросы, определяющие его дальнейший жизненный путь: продолжить ли образование и где; пойти ли работать и куда? Что же необходимо учитывать при выборе профессии? Какие качества являются профессионально важными? Благодаря чему человек может достигать успехов в профессиональной деятельности, делая это без особых усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовлетворение?

Прежде всего имеют значение склонности и интересы человека. От них зависит  интерес к различным вида деятельности, интерес к ним. Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определённых видах деятельности, стремление не только к результату, но и к тому, что человек делает. Кратко мы назовём их словом «хочу».

Во-вторых, нужно оценить свои профессионально важные качества: состояние здоровья, способности, которые определяют, в конечном счёте, профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на вопрос «что я могу».

Третье: следует узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня «надо».

В том случае, если Вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», то Ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая: 

  • интересна и привлекательна для Вас;
  • соответствует Вашим способностям;
  • пользуется спросом на рынке труда. 

Три условия выбора профессии:

Выбор профессии ХОЧУ – профессиональные склонности и интересы
Выбор профессии МОГУ – состояние здоровья; профессиональная квалификация; профессиональные способности
 Выбор профессии НАДО – спрос на рынке труда и возможности трудоустройства

ССЫЛКИ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Специализированные профориентационные интернет-ресурсы:

Сайт с актуальной и полезной информацией http://proforientacia123.blogspot.com

Сайт с огромным количеством профессиограмм и виртуальных экскурсий: profvibor.ru

Профориентация для любого возраста: proforientator.ru

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь, включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса за предыдущий год:

Ресурсы Интернета:

Министерства образования Республики Беларусь: edu.gov.by

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by

Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by/p>

Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by

Словари, справочники о профессиях:

    Интернет-сайты по трудоустройству в Республике Беларусь:

    Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь - http://www.mintrud.govby
    Брестского облисполкома – http://www.brest-region.by
    Витебского облисполкома – http://www.vitebsk-region.gov.by
    Гомельского облисполкома – http://www.gomel-region.gov.by
    Гродненского облисполкома – http://www.grodno-region.gov.bу
    Минского облисполкома – http://www.minsk-region.gov.by
    Минского городского исполнительного комитета – http://www.minsk.gov.by
    Могилевского облисполкома – http://mogilev-region.gov.by

    Интернет-сайты по трудоустройству в странах ближнего зарубежья:

     

    Могилевский государственный областной институт развития образования

    Классификации профессий

    « свернуть

    КЛАССИФИКАЦИЯ ПО Е.А. КЛИМОВУ

    В соответствии с различными разновидностями объектных систем выделяют пять типов профессий по предмету труда (ответ на вопрос: С чем работать?):

    • Человек – живая природа» (Ч-П)
    • Человек – техника и неживая природа» (Ч-Т)
    • Человек – человек» (Ч-Ч)
    • Человек – знаковая система» (Ч-З)
    • Человек – художественный образ» (Ч-Х)
    ПОДРОБНЕЕ

    « свернуть

    Типичные ошибки выбора профессии

    « свернуть

    Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Для принятия этого решения важно обладать достоверной информацией о своих склонностях и способностях, необходимых для профессиональной деятельности, существующих профессиях и специальностях, об учебных заведениях и о востребованности различных профессий на рынке труда.

    Из множества профессий выбрать необходимо одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Конечно, никто не застрахован от ошибок, но хочется, чтобы вероятность промаха была как можно меньшей.

    Все ошибки, допускаемые при выборе профессии можно разделить по пунктам:

    1. Отношение к выбору профессии как к неизменному (т.е. «на всю оставшуюся жизнь»).

    В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации специальности. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

    Анализируя сейчас ситуацию на рынке труда можно сказать, что каждый год появляются новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные профессии. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодиться в неожиданных ситуациях.

    Например, психолог, приобретя дополнительные знания в области менеджмента и трудового делопроизводства, может строить свою карьеру в области управления персоналом. Так же экономист по внешнеэкономической деятельности неизбежно сталкивается с юридическими вопросами, поэтому нередко вынужден получать юридическое образование, что может позволить ему сменить сферу деятельности. В последнее время в производственной и промышленной сферах требуются менеджеры и маркетологи с базовым техническим образованием.

    Научно-технический прогресс требует владения новыми информационными технологиями и средствами коммуникации, и это касается не только специалистов среднего и высшего звена, но и рабочих профессий, т.к. производство становится высокотехнологичным.

    На сегодняшний день, широкое распространение получили образовательные услуги для взрослых: различные профессиональные курсы от каменщиков до валютных трейдеров, второе высшее образование и профессиональная переподготовка, высшее образование на базе среднего профессионального, курсы повышения квалификации и курсы иностранных языков, риторики и прочее. Кроме этого, существуют государственные программы по переподготовке специалистов, например, военнослужащих, уволенных в запас, или безработных граждан и т.д.

    2. Бытующие мнения о престижности профессии.

    В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными. Все хотят красиво работать, но кто будет делать «грязную, некрасивую» работу?

    Высокий заработок и социальный статус в обществе - основные критерии, по которым делается вывод: престижна профессия или нет. В журнале «Карьера», часто печатаются статьи о построении карьеры на примерах отдельных успешных личностей, из которых следует, что действительно хорошее образование это прочный фундамент для построения карьеры, но это только начало долгого пути. Поговорите со своими родителями, знакомыми многие учились в институтах, чем занимаются сейчас их однокашники? Кто и каких успехов добился? Все получили одну и ту же профессию, однако, зарплаты и социальный статус и даже сферы деятельности разные.

    Престижность профессии, во многом зависит от настроений в обществе, от идеалов и принципов среди молодежи, а они, как известно, меняются. Проще всего проследить это на истории нашей страны. В 60-е годы профессия геолога, например, или инженера-конструктора были очень популярны и престижны среди молодежи. Что стало с этими профессиями в годы «застоя»? Игра в шахматы на рабочем месте, скучная неинтересная работа, низкая зарплата- все это было атрибутами профессии инженера. В результате в технических вузах возникли проблемы с набором, а те кто, заканчивают технический ВУЗ не идут работать по специальности. На сегодняшний день возрождается производство, многим фирмам – посредникам, работающим в промышленности нужны молодые энергичные специалисты с техническим образованием, которых очень мало. Ограниченное предложение делает этих специалистов очень востребованными, а значит хорошо оплачиваемыми. Таким образом, престижность профессии зависит еще и от состояния рынка труда.

    Разумеется, есть профессии, что называется «на все времена», которые всегда престижны, но это в основном творческие профессии: актеры, музыканты, художники и т.д. Однако престижно ли быть актером без ролей, или музыкантом без слушателей?

    3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (т.е. «За компанию»).

    Чаще всего, эта ошибка происходит тогда, когда выбор профессии осуществляется только на основе интересов и склонностей. Как известно, друзей, прежде всего, объединяет общность интересов и увлечений. Поэтому, выбор одинаковой профессии с другом для подростков рассматривается абсолютно естественно. Так же это бывает из-за боязни самостоятельного выбора, боязни ошибиться. Часто просто из-за лени, например, друг и его родители все узнали, выбрали учебное заведение, все взвесили, зачем самому еще что-то делать. Многие старшеклассники воспринимают поступление в вуз как определенный этап веселости (студенческой) в который лучше отправиться с другом. Многим, как не странно, вообще все равно, куда пойти учится, раньше вместе ходили в школу, теперь вместе пойдем в ПТУ или техникум. Конечно, это не правильно. Во-первых, каждый человек индивидуальность и обладает своим неповторимым набором способностей и склонностей. Пример: Вася идет на пожарника (а он рискованный и бесстрашный человек), а Коля, следуя за ним (по своей натуре очень осторожный и рассудительный), в итоге Вася все-таки будет пожарником, а вот Коля вряд ли. Во-вторых, у каждой семьи свои возможности, о которых вы можете не знать.

    4. Перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию.

    При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно важно очарование преподавателем (если вас восхищает душевность физика – это не значит, что вам нравиться заниматься физикой). Кроме того, не следует стремиться получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.

    5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

    Психологически мы склонны обращать внимание на наиболее привлекательные для нас черты той или иной деятельности. А о многих других сторонах не задумываемся вовсе. В результате образ даже хорошо знакомой профессии существенно искажается. Ведь за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перебирают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде чем подготовят 10-ти минутное сообщение.

    Очень ярко образцы такого ряда иллюзий обнаруживают абитуриенты педагогических вузов. Многих сюда приводит увлеченность занятиям любимой наукой (математикой, интерес к истории и т.п.,) а собственно работа учителя, преподавателя привлекает мало.

    Рассмотрим в качестве примера профессию дизайнера. Работа дизайнера связывается, прежде всего, с творчеством, со свободным графиком, большими деньгами, общением с интересными и обеспеченными людьми, а также известностью и светской жизнью. Однако у этой профессии тоже есть непривлекательные стороны. Прежде всего, это кропотливый и тяжелый труд, часто связанный с физическими нагрузками. Работа над определенным проектом может длиться несколько недель, а то и месяцев без выходных. Кроме того, нельзя забывать, что дизайнер работает для заказчика, соответственно должен учитывать желания клиента и видение им результата работы, которые далеко не всегда совпадают с творческой задумкой самого дизайнера. Но самой главной трудностью в этой профессии является трудоустройство. Даже самые крупные фирмы работают «от заказа до заказа» и этот перерыв может быть достаточно велик. Конкуренция на этом рынке уже высокая. Как и в любой творческой профессии, признание дизайнера как профессионала может придти уже в институте, а может не наступить никогда. К сожалению, это даже не зависит от способностей и меры таланта.

    6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

    Прежде всего, при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим стоят. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и т.д. А человек с лингвистическим образованием может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем – референтом.

    Важно знать, что профессий существует больше, чем школьных предметов.

    7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

    На данный период во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется во все сферы деятельности – вплоть до животноводства.

    8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах.

    Разобраться в себе вам могут помочь профконсультанты, родители, учителя, друзья. Полезными также могут быть психологические тесты, но задача тестов – это активизация деятельности по самопознанию (т.е. самонаблюдению, самоанализу), не ждите от теста готового ответа.

    9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

    Цена этой ошибки очень высока – это здоровье. Многие подростки, имеющие проблемы со здоровьем не соотносят их с выбором профессии. Выбирают учебное заведение, сдают экзамены, но не проходят медкомиссию, по состоянию здоровья. И на этом этапе начинают подключаться родители, искать всевозможные пути, чтобы ребенок оказался в выбранном учебном заведении. Но дело в том, что медицинские противопоказания появились не случайно, так как есть профессии, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. (Например: компьютерщики и портные сильно напрягают глаза, а летчики – сердце). Поэтому не соотношение профессиональной деятельности и здоровья может привести к самым тяжелым последствиям.

    10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

    Здесь главное, чтобы подросток творчески подошел к делу и разработал для себя свой собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей и знаний. Важным помощником в этом могут стать: уроки профориентации, которые должны обучить вас основам правильного выбора профессии и технологиям подбора учебного заведения.

    Во многих школах есть собственные психологические службы, где специалисты могут провести необходимые консультации, если таковые отсутствуют, то в школах есть информация о специализированных районных и городских организациях, где вам окажут помощь в профессиональном самоопределении. Многие подростки даже не знают с чего начать выбор соответствующей профессии, и часто стремятся переложить ответственность на других, например, на родителей или учителей.

    Когда выбрана профессия, неизбежно встает не менее важный вопрос, где ее получить. Рынок образовательных услуг чрезвычайно не стабилен, появляются и закрываются учебные заведения, изменяются государственные образовательные стандарты, меняются названия специальностей и квалификаций. Разобраться самостоятельно в этой ситуации практически невозможно. Очень часто абитуриенты и родители даже не знают, что спросить на Дне открытых дверей или в Приемной комиссии. Подбор учебного заведения необходимо проводить очень тщательно. Случайный выбор учебного заведения может привести к самым неожиданным последствиям: вы можете не получить диплома государственного образца, или в этом дипломе вам напишут другую специальность, вуз может просто закрыться, может оказаться, что практика не будет организована, и в этом случае откуда появятся практические навыки и т.д.