Трудовое обучение во вспомогательной школе

Современное трудовое обучение учащихся направлено на решение следующих задач:

  • формирование интереса к различным видам труда, привычки и потребности трудиться;
  • формирование у учащихся общетрудовых, технологических и социальных компетенций;
  • формирование устойчивых трудовых навыков;
  • воспитание личностных качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности;
  • профессиональное самоопределение школьников.

Эти цели реализуются через следующие формы работы:

  • занятия по трудовому обучению в 1–5 классах;
  • занятия по трудовому обучению в 6–10 классах в условиях мастерских;
  • общественно-полезный труд;
  • экскурсии на предприятия города;
  • внеклассные занятия.

Во вспомогательной школе допрофессиональная подготовка (трудовое обучение) учащихся осуществляется на базе восьми мастерских.

Учебная база школы позволяет реализовать пять основных разделов программы «Трудовое обучение» для учащихся 6–10 классов 1-го отделения вспомогательной школы:

  • «Обработка древесины»,
  • «Обработка ткани»,
  • «Растениеводство» (цветоводство и озеленение),
  • «Обработка пищевых продуктов»,
  • «Ремесла» (плетение из ивового прута).

Учащиеся в каждой трудовой группе обучаются по двум разделам программы (основному и дополнительному).

Обработка древесины

На занятиях по данному разделу программы обучающиеся приобретают знания, умения и практические навыки по ручной и станочной обработке древесины, разметке заготовок. Учатся владеть ручным инструментом и станочным оборудованием. В ходе практических работ ребята обучаются способам сборки деталей из древесины, изготовлению различных изделий, художественной обработке древесины.

Обработка тканей

Одежда является предметом первой необходимости для человека. С помощью одежды можно иметь свой индивидуальный, неповторимый стиль. В процессе обучения учащиеся приобретают знания о видах и свойствах тканей, правилах работы с ручными инструментами и на швейных машинах, изучают правила раскроя, овладевают приёмами выполнения пошива швейных изделий, ремонта одежды и ухода за ней.

Растениеводство. Цветоводство и озеленение

Важное значение для жизни человека имеет экология и эстетическое обустройство территорий населённых пунктов. Обучаясь по данному разделу программы, учащиеся изучают сведения о строении растений, биологических особенностях посадочного материала. Школьники приобретают умения и навыки по выращиванию цветочных и лиственно-декоративных растений, грамотному оформлению цветников.

Практическая работа проводится на школьной территории, в кабинетах, рекреациях и холлах школы.

Обработка пищевых продуктов

Организму человека необходимы питательные вещества, которые он получает с продуктами питания. На занятиях по данному разделу программы школьники получают знания, как правильно питаться, чтобы быть здоровым. Изучают способы обработки пищевых продуктов. Приобретают практические навыки по самостоятельному приготовлению блюд. Учатся правильно сервировать стол, подавать блюда.