Рекомендации для педагогов по обобщению педагогического опыта

Педагогический опыт — это эффективный опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств.

     Обобщение опыта - это формирование его теоретических оснований, а значит более глубокое и полное осмысление педагогом достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития.

     Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами как педагогом положительные результаты в учебно — воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта Вам необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.

Рекомендуется описывать свой профессиональный опыт в следующей последовательности:

1. Выделить в собственном опыте то, что составляет его сущность (т.е. ответить на вопрос: Что я делаю? (определить предмет деятельности). Определить в каком соотношении находятся нововведения и сложившиеся традиционные формы, методы, приёмы и т.п. Составить оглавление описания опыта.

2. Выстроить логическую последовательность описываемого опыта. Если анализируемый опыт, имеет системный характер, то полученную последовательность можно назвать «Система работы…». Если предполагается описать опыт только по отдельному направлению, то необходимо найти для этого адекватные названия, например: «Опыт использования … на занятиях…».

3. Составив текст описываемого опыта, отредактировать его с точки зрения полного соответствия заявленному жанру. Удалить из текста малоэффективные рассуждения, повторы, сократить громоздкие словосочетания. Обратить внимание на соответствие основной идеи и принципов её реализации содержанию и технологичности изложения.

4. Подготовить приложения к описанию опыта. Отобрать из своей педагогической копилки образцы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт. Это могут быть методические разработки, алгоритмы учебной деятельности учащихся или поэтапных действий педагога, структурно-логические схемы и т.п.

5. После завершения работы по описанию своего опыта прочитать материалы как опыт «другого педагога» и сопоставить с требованиями к работе. Оценить соответствие внешнего вида обобщённых материалов эстетическим требованиям.

Обобщение опыта предполагает не только глубокое осмысление педагогом достигнутых результатов, но и выявление перспектив дальнейшего развития.

 

Структура описания опыта

Систематизированное описание и представление опыта предполагает его письменное изложение с возможными приложениями, на которые обязательно приводятся ссылки в тексте. Содержание описания опыта должно отражать сущность конкретного опыта педагога, его достижения, авторские находки, а не выдвинутые другими педагогами, учёными теоретические принципы, концепции.

Примерная схема описания педагогического опыта 

  1. Информационный блок. 

1. Чётко определить наименование темы, в которой должен быть отражён характер решаемой педагогом методической или образовательной проблемы.

2. Актуальность опыта.

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.

3. Цели опыта.

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определёнными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

4. Задачи опыта.

Отражение последовательности, действий по достижению цели.

5. Длительность работы над опытом.

Указать продолжительность работы, этапы.

II. Описание технологии опыта.

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания образовательного процесса, в приёмах и методах обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат. Поэтому в описании не обойтись без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.

  1. Ведущая идея опыта.

Идея — центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:

конечный результат + средства его достижения. 

Например, формирование музыкальной грамотности учащихся на основе использования …  метода обучения.

Идея должна следовать теме, а опыт — раскрывать идею.

  1.  Описание сути опыта

Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта, что защищается и как применяется.  Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания, организация познавательной деятельности обучающихся, определение эффективных методов обучения, воспитания, развития). Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.

Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий. Основные этапы формирования данного опыта и их преемственность.

  1. Результативность и эффективность опыта.

Для   оценки   результативности   опыта   необходимо определить:

  • уровень обученности учащихся;
  • развитие личности учащихся (использовать известные в теории и практике методики).

Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени. При оценке результативности важно учитывать:

  • мнение тех, кто уже использует данный опыт;
  • какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения;
  • условия, позитивно и негативно влияющие на эффективность и результативность данного опыта;
  • насколько стабильны результаты опыта.

Оценивая результаты, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий работы. Доказательность результативности представлена по средствам конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

III.Заключение. 

Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта. Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики. Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике. Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложения

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты занятий, мероприятий.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

Список литературы

Оформляется в соответствии с требованиями к оформлению.

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности

Объем опыта педагогической деятельности – 10-12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].

Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4 http://vak.org.by/.

Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист – титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.

Описанный педагогический опыт имеет титульный лист, на котором указываются: наименование отдела образования; полное наименование учреждения образования; тема опыта; ФИО (полностью) автора опыта, должность.

Образец оформления титульного листа:

 

____________________________________________________________________________

название учреждения образования

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«НАЗВАНИЕ ОПЫТА»

 

 

 

 

Иванов Иван Иванович,

учитель начальных классов 

 

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности

Объем опыта педагогической деятельности составляет 10-12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с.21]. Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист – титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.

Требования к оформлению литературы

Примеры описания самостоятельных изданий

1. Один, два или три автора:

Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет  / Т.В. Галанова. – Ярославль, 1998. – 120 с.

Чикатуева, Л.А. Маркетинг: учеб. пособие / Л.А.Чикатуева, Н.В. Третьякова; под ред. В.П. Федько. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 413 с.

2. Четыре и более авторов:

Настольная книга издателя / Е.В. Малышкин [и др.]. – М.: Издательство «АСТ», 2004. – 259 с.

Примеры оформления составных частей изданий

  1. Глава из книги:

Николаевский, В.В. Проблемы функционирования систем социальной защиты в 1970 – 1980 годах  /  В.В. Николаевский  // Система социальной защиты: теория, методика, практика  /  В.В. Николаевский. –  Минск, 2004. –  Гл. 3. – С.119 – 142.   

2. Статья из журнала:

Василевская, Е.В.Некоторые рекомендации по написанию презентационного материала о муниципальном методическом учреждении / Е.В.Василевская // Методист. – 2006. – № 5. – С.34 –36.

Масляніцына, I. Жанчыны ў гісторыі Беларусі / I. Масляніцына, М. Багадзяж // Беларус. гіст. часоп. – 2005. – № 4. – С. 49–53.

         3. Статья из газеты:

Дубовик, В. Молодые леса зелены / В. Дубовик  // Рэспубліка. – 2005. – 19 крас. – С.8.

Учебно-методические материалы

Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. / Акад. последиплом. образования ; авт.-сост. Н.А. Сакович. – Минск, 2004. – Ч. 2 : Сказкотерапевтические технологии. – 84 с. 

Пример оформления из Интернет-источника 

Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] /  Типы и виды методической продукции, правила ее оформления и издания. – Режим доступа: http:// www. nmcenter.narod.ru. –  Дата доступа: 25.09.2010.

Итак, в качестве предмета опыта может выступать:

  • эффективная деятельность педагога по обеспечению качества образования;
  • разработка алгоритма учебных действий по учебному предмету;
  • внеурочная деятельность учителя по учебному предмету;
  • организация факультативных занятий;
  • разработка и реализация авторских программ работы кружка, секции, клуба;
  • методическое сопровождение преподавания учебного предмета на повышенном уровне;
  • формирование системы методических приёмов, используемых в образовательном процессе;
  • использование электронных средств обучения в образовательном процессе, в том числе электронных;
  • реализация принципов обучения;
  • организация исследовательской деятельности учащихся;
  • подготовка учащихся к централизованному тестированию;
  • разработка эффективной системы оценки знаний учащихся и др.

 

 

Добавить комментарий