МАТЕРИАЛЫ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БРИПКПС.

СОСТАВИЛА САВИНА Н. М.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ОБОБЩЕНИЕМ СВОЕГО ОПЫТА

  1. Выбор  темы,  осуществление  дифференцированного  подхода учителя к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определенной части, представляющей наибольший интерес и актуальность.
  2. Ознакомление с литературой по избранной теме. Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других учителей по данному вопросу.
  3. Планирование работы по избранной теме.
  4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
  5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогическиx закономерностей, извлечение методических выводов.
  6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей: освещение принципиальных положений, исходя из которых учитель подошел к данной теме; описание, анализ и обобщение его опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.

 

ПРИМЕРНАЯ ПАМЯТКА «КАК ОБОБЩАТЬ ОПЫТ» (В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ)

1. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нуж­ной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь ее оформить как можно точнее, конкретнее

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, отве­ты, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

3. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

4. Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.

5. Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

6. Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации. Лучшей формой является целостное описание опыта.

7. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план, в нем должна быть основная идея и логика изложения темы.

8. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.

9. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.

11. При оформлении доклада тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Материал старайтесь излагать кратко, просто, логич­но, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью речи (проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

12. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.).

13. Работая над обобщением собственного опыта, поддерживайте связь с каким-либо педагогическим учреждением и пользуйтесь его консультациями, обращайтесь за помощью к заместителю директора по научно-методической работе.

 

Структура целостного  описания опыта работы

(под редакцией Давыденко Т. М.).

(данная структура описания указана в положении областного конкурса «Учитель года-2004»

Информационный раздел обобщения опыта

1. Тема опыта (наименование опыта).

Наименование опыта должно соответствовать следующим требованиям:

  • отражение в формулировке связи «результат — средство» (или «средство – результат»,

«средство – процесс»);

  • конкретность формулировки;
  • корректное использование педагогических и психологических терминов;
  • наличие актуальности проблемы.

2.Условие возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе).

3.Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе:

  • в какой мере данный опыт способствует решению задач, поставленных перед школой.

4.Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения; это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта.

5.Теоретическая база опыта.  Здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.

Технология опыта.

  • Постановка целей и задач данной педагогической деятельности. Под целью педагогической деятельности понимается мысленное представление конечного результата .
  • Организация учебно-воспитательного процесса. Способ включения учащихся в учебную деятельность. Соответствие организации поставленным целям и задачам.
  • Содержание образования.
  • Обоснование причин изменений в содержании образования.
  • Соответствие содержания поставленным целям и задачам.
  • Формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.

При описании особенностей технологии работы необходимо:

  • отразить последовательность действий учителя при осуществлении всех компонентов учебного процесса и последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий;
  • педагогические действия учителя соотносить с конкретными условиями, в которых эти действия предпринимаются. В описании должны быть примеры, конкретные педагогические факты по конкретным предметам, темам. 

Результативность опыта.

Результат деятельности учителя оценивается по определенным критериям.Педагогические критерии:

  • обученность;
  • воспитанность;
  • развитие личности;
  • сформированность эмоционально-ценностного отношения к приобретаемому опыту деятельности, мышления, коммуникации.

Признаки показателей:

  • диагностичность (возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять);
  • достоверность (достаточность для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов, закономерностей, явлений, фактов, не допускающая спорных или противоречивых оценок разными людьми);
  • валидность (адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить учитель);
  • комплексность (возможность через применение совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогических или управленческих процессов).

Признаки  актуального педагогического опыта. 

1.Высокие количественные и главным образом качественные по­казатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным па­раметрам:

  • сформированность общественной направленности школьника, прояв­ляющейся прежде всего в признаках общественной активности;
  • образованность учеников (полнота и прочность знаний, система зна­ний и мера их обобщенности, умение переносить знания в новую си­туацию, наличие соответствующих умений и навыков — вычисли­тельных, графических, грамотного письма, и др.). Если же брать эти критерии не только по отношению к успеваемости, а более широко, в частности, по отношению к учебному процессу вообще, то необхо­димо отметить такие показатели, как сформированные у учащихся познавательные интересы и потребности, стремление к са­мообразованию, наличие общественно ценных мотивов и ценностных ориентации в учебной деятельности;
  • воспитанность учащихся (оценивается по диагностике уровня воспитанности). Имея в виду воспитательный процесс в более широком смысле, необходимо добавить такие показатели, как сформированность у учащихся обще­ственно значимых ценностных ориентации в деятельности, социаль­ных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании;
  • мастерство учителя, т.е. наличие необходимых умений в различных видах  деятель-ности; практические навыки в выполнении трудовых операций (их количество, качество, скорость), умение ана­лизировать процесс и результат конкретного труда, самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой, рацио­нальный подход к делу, коррекция в организации труда, высокое ка­чество материальных (вещественных) результатов процес­са работы.

2. Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил и вре-мени педагогов и учащихся и притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образова­тельных и воспитательных задач);

3.Устойчивость, стабильность опыта, длительное его функ­ционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, продолжавшиеся короткий срок и впоследствии не повторенные, трудно отнести к передовому опыту;

4.Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширения этого опыта до массового;

5.Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет буду­щее, перспектива его развития очевидна;

6.Научная обоснованность опыта. Передовой, актуальный опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт все­гда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное ис­толкование.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к актуальному, но затем надо еще измерить, в какой степени каждый при­знак проявляется. Так, о познаватель-ных интересах учащегося, сформи­рованных в результате особого подхода преподавателя к нему, можно говорить по таким признакам, как активность школьника на конкретном уроке, круг внеучебного чтения, участие в предметных олимпиадах, кон­курсах, регулярное слуша-ние и просмотр теле- и радиопередач. Мерой при этом могут быть, в частности, точность и полнота ответов на вопросы преподавателя, число дополнений к ответам товарищей на уроке (по соб­ственной инициативе), вопросов к преподавателю, число и качество ре­шенных олимпиад, конкурсных задач (число и степень трудности не­решенных), число обращений учащегося к преподавателю за кон­сультацией и содержание его вопросов, число и содержание выступлений школьника перед товарищами с информацией, докладами (во вне-учебное время) и, наконец, общая эрудиция учащегося, знание им материала, вы­ходящего далеко за пределы учебного курса.

Критерии актуального педагогического опыта.

1. Актуальность, то есть соответствие потребностям школы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике.

2.     Новизна:

  • в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического     труда;
  • в комбинации элементов известных методик;
  • в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач.

3.   Высокая результативность:

  • на уровне знаний учащихся;
  • в личностном развитии учащихся;
  • в методическом и научно — методическом обеспечении учебно — воспитательного процесса;
  • в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.

4.  Оптимальность, то есть достижение более высоких результатов при экономной затрате сил и времени.

5.  Стабильность:

  • подтверждение эффективности опыта при некотором изменении условий;
  • достижение устойчивых положительных результатов на протяжении длительного времени.

6. Научность, то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, методики.

7.  Возможность творческого применения, то есть опыт не может быть связан только с особенностями личности его автора, а должен содержать рациональную идею, которую могут сделать своим достоянием другие педагоги.

Добавить комментарий