Памятка для учителей

«Краткая характеристика основных активных методов обучения» 

Проблемное обучение.  Принципы организации проблемного обучения: вести обучающихся к обобщению,   развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий. При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск. Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Этапы проблемного обучения.

- действия учителя: создает проблемную ситуацию; организует размышления над проблемой и ее формулировкой; организует поиск гипотезы — предположительного объяснения противоречий в материале, ситуации; организует проверку гипотезы; организует обобщение результатов, получение выводов и их применение.

-действия учащегося: осознает противоречия в изучаемом явлении; формулирует проблему; выдвигает гипотезы, объясняющие противоречия, причины явления; проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.; анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.

 Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы. Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.

Метод кейс-стади.  В современной педагогике он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста.  Для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» — случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, имеющую какую-либо практическую проблему, и  комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Метод анализа конкретных ситуаций направлен на развитие умения анализировать задачи, способности вырабатывать и принимать определенные решения. Данный вид активного метода обучения даёт возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических знаний и овладении практическими навыками.

Анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе — все это является плюсами анализа конкретных ситуаций.

Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, данный метод может быть не удачным при отсутствии сплоченности в коллективе.

Метод разыгрывания ролей — это игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками: наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками. Взаимодействие участников игрового занятия, организовано посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников. Учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д. Оценка результатов обсуждения и подведение итогов проводится учителем. Ориентировочно метод разыгрывания ролей требует для проведения от 30 до 35 минут.

Плюсы данного метода требует значительно небольших затрат и средств, развивает творческое мышление, повышает интерес к учебному процессу. Как минус можно считать то, что не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала.

Деловая игра. В деловой игре обучающийся выполняет деятельность, сочетающую в себе учебный и практический элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а налагаясь на канву практической деятельности. В этом случае знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с практическими знаниями приобретает специальную компетенцию — навыки специального взаимодействия,  умение руководить и подчиняться, следовательно, деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации

В качестве основных правил игры можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.

Деловую игру можно проводить перед изложением лекционного материала для обнаружения пробелов в знаниях, после лекционного курса для закрепления и актуализации знаний в опыт, во время всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.

Не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально. Творческая активность личности в деловых играх стимулируется тем, что игра позволяет ощутить значимость своего «Я». Закомплексованность и скованность на основе интереса сменяются активностью, собранностью. Этот интерес вызывает положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления. В процессе игры наиболее полно реализуется один из важнейших принципов воспитания — принцип единства знаний и опыта.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) также входит в группу активных методов обучения.

На семинаре-дискуссии старшеклассники учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать. Так, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

В первом случае участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения.

В другом случае семинар-дискуссия организуется введением ролей ведущего, оппонента или рецензента, логика, эксперта и т.д..

Целесообразно вводить не одну, а две парные роли (два логика, два эксперта), с тем, чтобы большее число учащихся получили соответствующий опыт.

Особая роль принадлежит, конечно, учителю. Он должен организовать большую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого учащегося,  руководит всей работой семинара; подводит итоги состоявшейся дискуссии.

На таких занятиях необходим доверительный тон общения с учащимися, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии

Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются практические умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации,  а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Важное условие при организации «круглого стола»: нужно,  чтобы он был действительно круглым. Процесс коммуникации,  общения, должен происходить «глаза в глаза». Преподаватель также располагается в общем кругу, как равноправный член группы. Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия.

Во время проведения «круглого стола» царит деловой шум, многоголосье, что, с одной стороны, создает атмосферу творчества и эмоциональной заинтересованности, а с другой — затрудняет работу учителя. Ему необходимо среди этой полифоничности услышать главное, создать рабочую обстановку, дать возможность высказаться, правильно вести нить рассуждений. Но все трудности окупаются высокой эффективностью такой формы проведения занятий.

Мозговой штурм (мозговая атака) — широко применяемый способ решения учебных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

творческое усвоение школьниками учебного материала; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги;

-определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;

-планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия (разминка — 15-20 минут, время основной сессии — 10-15 минут, время работы для экспертов в 15-20 минут,  заключительный этап — 10-15 минут);

-формирование рабочих групп (по 3-5 человек), выбор экспертов;

-подбор вопросов для разминки;

-разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.

В контексте подробного рассмотрения активных методов обучения  проблемное обучение, дискуссия, мозговой штурм, круглый стол и деловая игра включают в себя элементы друг друга. Остальные примеры методов являются производными от основных. Применение в практике обучения этих видов привело к возникновению методов получивших название активные. В основе, которых лежит диалогическое взаимодействие преподавателя и учащихся.

Метод  «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова — для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления — для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии — при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение: Участники разбиваются на группы по числу вопросов

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе в разных углах класса) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу

В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.

Метод «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения.

Метод  «Написание синквейна» Синкве́йн (от фр. cinquainsангл. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма. Используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по — возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов.

 

Добавить комментарий